Выставка «Образ святой, литой»
Музейная коллекция предметов медного художественного литья начала формироваться в 2000-х годах. На данный момент в фондах хранятся семь экспонатов, полученные музеем в дар от частных лиц. Собрание включает в себя медные кресты, иконы, створки складней. Научным исследованием и анализом предметов медного художественного литья как выдающегося явления русской культуры, ученые заинтересовались сравнительно недавно. И по сей день в научной среде есть ряд нерешенных проблем, затрудняющих всестороннее изучение образцов меднолитой пластики. В первую очередь, это определение времени и места изготовления, формирование и развитие типологии предметов с учетом разновидностей иконографии и орнаментации. [1] Первые дошедшие до нас образцы меднолитых изделий восходят к 11 веку. Изначально они ввозились на Русь из Византии, о чем свидетельствуют многочисленные корсунские предметы, найденные при раскопках в городах южной Руси. На территории древнерусского государства греческие меднолитые образцы копировались и видоизменялись в зависимости от запроса населения. К началу 12 века в Киевской Руси начинается свое производство меднолитых изделий. В 14-15 веках ведущее место в изготовлении медных крестов, икон и складней занимает Великий Новгород, а в 16-17 вв. – Москва. [2] Расцвет медного художественного литья в 18 в. на Севере России связан со старообрядческим монастырем на реке Выг. Именно мастера Выгорецкой обители продолжили традиции древней Руси в изготовлении медной пластики с последующей разработкой новых иконографических типов. Как отмечают исследователи С.В. Гнутова, Е. Я. Зотова: «Изделия выговской мастерской отличались легкостью и тонкостью, чистотой литья, передающего мельчайшие детали вплоть до завитков волос. Но главным отличием отливок были огневое золочение и яркие стекловидные эмали, украшающие многочисленные кресты, складни и образки. Новые иконографические композиции и формы складней, образков и крестов, качество литья и цветовая палитра эмалей — отличительные признаки произведений выговского литья — получили развитие в изделиях московских мастерских XVIII — XIX веков». [3]
1. Меднолитой складень «Двунадесятые праздники» состоит из 4-х створ и представляет собой иконостас в миниатюре, который можно было взять с собой в путешествие. На каждой стороне изображены 12 основных православных праздников. Четвертая створа, хранящаяся в фондах Музейно-культурного центра, посвящена Пресвятой Богородице. Вверху, в кокошнике, изображена Похвала Богородицы. Далее по порядку: поклонение иконе Тихвинской Богоматери, Владимирской, Смоленской, поклонение иконе Богоматери «Знамение». Складень был отлит по образцам Выговской литейной мастерской предположительно в конце XVIII — начале XIX вв.
2. Икона Пресвятой Богородицы — левая часть трехстворчатого складня. Утрачены створки с образом Спаса Вседержителя и Иоанна Предтечи. Складень представляет собой деисусный чин. Образ Божьей Матери относится к типу «Заступница», является самостоятельным элементом иконографии и отличается тем, что Пресвятая Богородица изображается без Младенца Христа. Правая рука ее воздета к Богу с молением за человеческий род, а в левой находится свиток с молитвой. На оборотной стороне по центру виден голгофский крест. По бокам изображены символы четырех евангелистов: Матфей в виде ангела, Марк — орла, Лука — тельца, Иоанн — льва. Складень отлит по форме Выговской старообрядческой медницы предположительно в XIX в.
3. Трехстворчатый складень с изображением Казанской Божьей Матери (правая створка утрачена). На левой створке изображены – два праздника из числа Двунадесятых (главных 12-ти праздников) – вверху – Вход Господень в Иерусалим, внизу – Сретение (Встреча) Господне. В навершии: два херувима, в центре Св. Троица. Нет правой створки с изображением Воскресения Христова (сошествие во ад) и Вознесения Господня. Также отсутствует верхняя центральная часть со Спасом Вседержителем. Казанская Пресвятая Богородица — широко известная на Руси икона. Обретена в 1579 году в городе Казани. Стала широко известна благодаря победе народного ополчения над польскими захватчиками в 1612 г. Икона Казанской Божьей Матери становится национальной святыней Русского государства: многие храмы и монастыри, построенные в 17-м столетии, были освящены в ее честь. Отличительной особенностью иконы является то, что младенец Христос изображен стоящим. Его левая рука спрятана в складках одежды, правая сложена в двуперстное благословение. Изображение Богородицы — оплечное; ее руки не видны вовсе.
4. Старообрядческий киотный крест с херувимами, был найден вблизи поселенческо-погребального комплекса Эмдер, в лесу. Изготовлен из медного сплава, предположительно в 18 веке. Основу композиции занимает фигура Исуса Христа, пригвожденного к восьмиконечному Голгофскому кресту. Поперечную перекладину обрамляет надпись: «Кресту Твоему поклоняемся Владыко и Святое Воскресение Твое славим…». Справа и слева от рук распятого Спасителя находится надпись IС ХС («Исус Христос»). Символы Голгофского креста: копьё и трость символизируют оружие сотника Лонгина, которым он проткнул тело Христа и трость с губкой, пропитанной уксусом, которой смачивали губы казнимого. В навершии изображен образ Бога-Отца, а также парящие ангелы. Над горизонтальной перекладиной в верхнем ярусе размещены небесные существа – херувимы. В основании креста — пещера с черепом Адама. У основания Креста отлиты литеры «МЛ РБ» (Место Лобное Рай Бысть). Оборотная сторона украшена растительным орнаментом и надписью (отрывок из Ексапостилария): «Крест хранитель всея вселенныя…» Согласно данным каталогов меднолитой пластики, подобные старообрядческие кресты относятся к пятой категории редкости и встречаются нечасто. [4]
5. Центральная часть трехстворчатого складня с изображением Богородицы «Всем скорбящим радость». Иконографический образ Божьей Матери складывается к концу XVII века и становится одним из самых популярных образов в русском художественном литье. В центре композиции изображена Божья Матерь с жезлом в правой руке, левая рука – благословляющая. Скорбящие и немощные люди окружают Богородицу, среди них изображены ангелы, утешающие страдающих людей. На полотнищах, развевающихся слева и справа от фигуры Пресвятой Богородицы, надпись — отрывок молитвы: «Помощница обидимых, ненадеющих надеяние, печальных утешение, алчущих кормилица, больных исцеление, грешных спасение». [5] В навершии изображен «Исус Христос Царь царем». Утрачены створы с избранными праздниками. Изготовлен в медницах Сибири или Урала предположительно в XVIII — XIX вв.
Список литературы:
- Самойлов Л.Ю. Проблемы нормативного описания медного литья (мелкой пластики). Русское медное литье. Сборник статей. Выпуск № 1. Составитель и научный редактор С.В. Гнутова. Москва, 1993. С. 43-47.
- Гнутова С.В., Зотова Е.Я. Кресты Иконы Складни. Медное художественное литье ХI – начала ХХ века из собрания центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Словения, Крань. 2000. С. 11-14.
- Гнутова С.В., Зотова Е.Я. Кресты Иконы Складни. Медное художественное литье ХI – начала ХХ века из собрания центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Словения, Крань. 2000. С. 13.
- Каталог медного литья Меднолит. Электронный ресурс. https://mednolit.com/kresty.
- Каталог медного литья Меднолит. Электронный ресурс. https://mednolit.com/ikony.